28 марта 2012

Автор: Виктория Сафонова

Светодиоды: pro et contrа

Светодиоды   Вероятно, в близком будущем основным искусственным источником света станет светодиод, который сейчас теснит лампу накаливания.

   До середины 80-х годов прошлого века светодиоды не имели широкого применения, потому что их цветовой спектр был невелик, и они дорого стоили. Однако создание спектра RGB (красного, зеленого и синего светодиодов), а также получение белого света путем смешения трех световых потоков определило этому продукту рыночную перспективу.
   Что такое светоизлучающий диод (СИД) или light-emitting diode (LED)? Это полупроводниковый прибор, излучающий некогерентный свет при пропускании через него электрического тока. Излучаемый свет лежит в узком участке спектра, а его цветовые характеристики зависят от химического состава используемого в СИД полупроводника. В светодиодах используются алюминий (Al), индий (In), фосфор (P), вызывающие свечение в диапазоне от красного до желтого. Тот же индий (In), а также галлий (Ga) и азот (N) используют для получения голубого и зеленого свечений.
  Светодиод — низковольтное устройство, оно позволяет существенно экономить электроэнергию, потребляя от 2 до 10 Вт. Вибро- и ударопрочность делают его безопасным. Отсутствие нити накаливания дает длительный срок эксплуатации, несравнимый с временем службы прежних ламп (до 100 тыс. часов, то есть 11 лет непрерывной работы, что в 100 раз больше, чем у лампы накаливания, и в 5–10 раз больше, чем у люминесцентной лампы) и устойчивость к климатическим воздействиям (диапазон рабочих температур от –40° С до +60° С). Впрочем, по яркости и чистоте свет СИД несопоставим с испускаемым другими источниками.
Светодиоды   Однако с тех пор, как в 1962 году светодиоды были продемонстрированы компанией General Electric, и до середины 1980-х, они были знакомы обывателю лишь в виде индикаторов (преимущественно красного или зеленого цветов) в аудио- и видеотехнике. В 1993 году был создан высокоэффективный синий светодиод. Именно это стало импульсом к распространению и развитию нового осветительного прибора.
   Очевидно, что переход на светодиоды будет эволюционным, длительным. Хотя уже теперь многие дизайнерские проекты осуществляются исключительно с их помощью — потому что они способны менять цвет и, следовательно, позволяют выстраивать сложнейшие сценарии вечерней и ночной подсветки.
   Например, освещение Finsbury Avenue в Лондоне. По сути, подсвечена лишь пешеходная зона между двумя соседними зданиями. Сияющая сетка размером 20x20 м оборудована более чем 100 тыс. светодиодов, которые меняют цвет в пределах всего спектра. Приборы вмонтированы в несущий канал из стали, покрытый матовым уплотненным стеклом. Специальные датчики, подключенные к каждому из квадратов сетки, способны не только регулировать яркость подсветки, но и, замеряя плотность и скорость пешеходного движения, генерировать разнообразные световые комбинации, вносящие динамический элемент в ночную жизнь деловой части Лондона. Проект осуществлен в 2003 году при участии компании Maurice Brill Lighting Design (MBLD).
  К рождественским праздникам было разработано оформление частного коттеджа в городе Леви (Финляндия). Здесь опять оказалась востребованной способность светодиодов к «переключению» цвета. Для подсветки фасада и отдельных элементов бревенчатого дома были выбраны контрастные цвета, изменяющиеся в соответствии с запрограммированным сценарием и имитирующие северное сияние. Проект был реализован при помощи 20 светодиодных RGB-прожекторов, установленных вокруг коттеджа, а 10 дополнительных обеспечили фоновую подсветку заснеженных деревьев.
  Еще один финский проект — подсветка Sokos Hotel Ives в Тампере. Владельцы гостиницы хотели придать зданию динамичный вид, но им мешала черная поверхность стен отеля, абсолютно не отражающая свет. Проект светодизайна предложила группа во главе с Руопе Сииройненом. Схема освещения состоит из ста светодиодных приборов. Палитра световых сценариев позволяет «настроить» поверхности гостиницы, к примеру, на определенное время года. Менеджер отеля Лоренц Сало говорит: «Люди любят проводить вечера в наших ресторанах. Приятно видеть, что фасад отеля оживает в сумерках и при этом не ослепляет жителей соседних зданий и гостей».
Инсталляция в парке Millenium в Чикаго    Эксплуатационный ресурс светодиодов гарантирует длительность «цельной» световой картины, без перегоревших лампочек и погасших частей. Hotel Ives стал имиджевой доминантой деловой части Тампере, повлиял на облик города, сменив темные наружные стены на светящиеся поверхности.
  Наконец, несколько слов о светодиодной «шутихе», мультимедийной инсталляции в парке Millenium в Чикаго (штат Иллинойс, США). На расстоянии 70 м друг от друга в парке установлены две пятнадцатиметровые башни из стеклянных блоков. Между ними устроен бассейн. Три грани каждой из башен подсвечены меняющими цвет светодиодами, а четвертая (та, что обращена к соседней башне) служит гигантским светодиодным экраном, на который проецируются лица жителей города. По стенам башен стекает вода, и периодически лицо на экране, сложив губы трубочкой, извергает на посетителей парка струю воды.
Инсталляция в парке Millenium в Чикаго   Светодиоды вместе с тем успешно конкурируют с оптоволоконными технологиями — к примеру, в подсветке витрин. Они, однако, искажают цвет освещаемого объекта (максимальный индекс цветопередачи светодиодных приборов — 80%). Поэтому их логично использовать для подсветки скульптуры там, где требуется контраст, яркий луч. На выставке Нормана Фостера «Пространство и время» (2006) ими был подсвечен архитектурный макет.
  Итак, светодиод пытается сбросить с корабля современности лампочку Эдисона. Сейчас он стал еще и фаворитом ландшафтного дизайна: светодиоды развешивают на деревьях, прячут на дне фонтанов и даже монтируют в лед (они не излучают тепло).
  Светодиоды проникли в автоиндустрию, мобильные телефоны, рекламу… И вскоре, вероятно, светодиод будет «светить всегда, светить везде».

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дизайн | Свет | Светодиод | Освещение

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    ГГ #
    А встроить СД в книгу слабо?

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    et cetera

    ПРИКЛЮЧЕНИЕ (Хроника нескольких эпизодов последней трети XIX века)

    et cetera

    Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

    et cetera

    Записки о Трактате

    et cetera

    Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

    et cetera

    Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

    et cetera

    Механические люди: история андроидов от А до Б

    et cetera

    Биомузыка: диалог композитора и слизевика

    et cetera

    Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

    et cetera

    Перечитываем марсианские хроники

    et cetera

    Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

    et cetera

    Зингер. О бренде и человеке

    et cetera

    В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

    et cetera

    Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

    et cetera

    Механика vs электроники

    et cetera

    Garden Lighting

    et cetera

    Барбара Миллисент Робертс

    et cetera

    Темная сторона красоты

    et cetera

    R. S. V. P.

    et cetera

    Pro svet. Часть II