21 марта 2012

Автор: Виктория Сафонова

Garden Lighting

Garden lighting   Искусство украшения королевских садов и парков разноцветными огнями можно считать истоком светодизайна современности. Искусственному свету как эстетическому материалу находилось применение в дни торжеств и празднеств, в моменты, когда сады Версаля (к примеру) расцвечивались множеством огней, а темное ночное небо было усыпано искрами фейерверков.

   Первым общественным парком Европы стал открытый в 1789 году для свободного посещения Английский сад в Мюнхене. Вскоре сформировалась традиция прогулок в парках. Представители всех сословий оказались объединены пространственной средой, в которой каждый, будучи зрителем, должен был помнить о собственной репрезентации. Здесь уже не было места утехам Версаля, помпезные празднества сменились разумной умеренностью, ориентированной на буржуа. Масляные и газовые фонари, выстроенные в линию, подсвечивали аллею, обозначая путь, который надлежало выбирать прогуливающимся. Но потом вечерняя жизнь переместилась на бульвары, в кафе, и каждое из них становилось своеобразным маяком, притягивающим к себе любителей ночной жизни.
   Общественные сады очень долго оставались вне концепции светового дизайна. Но в конце 1980-х светодизайн развился настолько, что приблизился к статусу вида искусства. И тогда возникла идея включить парки и иные формы природного ландшафта в композицию световой картины ночного города.
   Роже Нарбони — французский дизайнер, автор подсветки западного фасада Собора Парижской Богоматери, замка Шамбор и других проектов не только на территории Франции. В своей книге «Освещая ландшафт» (2004) он пишет о двух основных тенденциях в этой области. Или освещение территории максимально приближает ночную картинку к дневной. Или происходит нечто совершенно противоположное: ландшафт обретает фантастическое «звучание» в свете ламп, эффектно изменяющих пространство. Причем в большинстве городов второй принцип доминирует.
Garden lighting  Сам Нарбони активно выступает за «ландшафтную идентичность» города: впечатление от естественного рельефа местности и архитектуры не должно меняться с наступлением сумерек, и более того, недопустимо, чтобы ночное освещение города негативно влияло на населяющих его животных и растения.
   У этой идеи появляется все больше последователей. Финский дизайнер Кай Пииппо, работающий в шведском городе Алингсас1, в компании, которая проектирует подсветку городских пространств, занялся освещением местного парка. Задачей Пииппо было сделать пришедший в запустение общественный сад привлекательным для посетителей. И он создал некий волшебный мир: прогулка в парке теперь становится путешествием в таинственном пространстве от одного светового объекта к другому. Скамья, подсвеченная снизу теплым желтым, превращается в сияющий шар, вовлекающий в свою орбиту. Дерево внутри такого сада становится скульптурным объектом. В течение дня растения пропускают сквозь себя лучи солнечного света. А ночью создается иллюзия, что они, словно гигантские фосфоресцирующие изваяния, начинают отдавать энергию, которую поглотили в течение светового дня. Этот эффект достигается мастерски, деликатно. Фантастические деревья-светильники благодаря искусственному сиянию в кронах отбрасывают на дорожки сада тень из ровно такого кружева листвы, какое можно было бы увидеть у себя под ногами в солнечный день. Созерцающий парковый ландшафт оказывается «погруженным» в ситуацию полусна-полуяви. Теплые оттенки в подсветке делают пространство интимным. День и ночь сливаются, возникает новое время суток, возможное только здесь и сейчас.
   Подобным образом построил освещение улиц Алингсаса коллега Кая Пииппо по мастерской LJUSARCHITEKTUR Николас Одманн. Тени от деревьев легли на стены домов, и городской пейзаж стал походить на декорации старых фильмов. Детская площадка, оформленная Одманном в оранжево-золотистых тонах с добавлением круглых серебристых фонарей, превратилась в остров беззаботного детства, освещаемый множеством лун, висящих в небе и лежащих под ногами.
Garden lighting   Ту же тему лунного света развивает японская художница Мотоко Ишии. Сетуя на монотонность ночных японских городов, она еще в конце 1970-х начала работать с урбанистическим пространством, выхватывая из ночной темноты то скульптуры, то природные объекты. В 2000 году по проекту Ишии было разработано освещение парка в префектуре Тоттори. Основным действующим лицом ландшафта стал лунный свет: природный источник света оказался вовлеченным в дизайнерский проект в качестве основного экспонента. Его дополняли светильники, имеющие форму белых столбов и излучающие холодное «лунное» сияние.

   Трансформацию ночного ландшафтного пространства весьма любопытным образом осуществил Луи Клер, возглавляющий компанию Light Cibles. Он спроектировал подсветку сингапурского ботанического сада, занимающего 52 гектара. Конечно, ботанический сад трудно причислить к природному ландшафту, это, скорее, музей под открытым небом. Однако в ночное время Клер классифицирует уже не растения-экспонаты, но аллеи, тропинки и дорожки, составляющие планировочное строение сада. Большие аллеи уподобляются городским бульварам, они освещены высокими фонарями. Дорожкам, которые к ним прилегают, достается меньше света. А на самые узкие из тропинок падает свет, направленный сверху на деревья. Весь ботанический сад начинает напоминать город с широкими проспектами и узкими переулками, зонами максимальной освещенности или тени. В атмосферу парка вносится урбанистический элемент.

   Итак, «гуманистическая» концепция подсветки природного ландшафта развивается. Он приобретает интимный, приватный характер. Искусственные источники света максимально сближены с естественными. А выведенная из темноты природа приглашает к уединению и спокойствию. Парковый светодизайн вступает в экологическую эпоху.


1Ежегодно в октябре Алингсас устраивает Европейский фестиваль света, проводимый совместно с European Lighting Designers Association. Каждый приглашенный к участию дизайнер выбирает некое городское пространство и с помощью своих студентов делает его подсветку.
 

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дизайн | Ландшафтный дизайн | Освещение | Свет | Light Cibles | LJUSARCHITEKTUR

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

et cetera

ПРИКЛЮЧЕНИЕ (Хроника нескольких эпизодов последней трети XIX века)

et cetera

Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

et cetera

Записки о Трактате

et cetera

Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

et cetera

Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

et cetera

Механические люди: история андроидов от А до Б

et cetera

Биомузыка: диалог композитора и слизевика

et cetera

Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

et cetera

Перечитываем марсианские хроники

et cetera

Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

et cetera

Зингер. О бренде и человеке

et cetera

В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

et cetera

Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

et cetera

Светодиоды: pro et contrа

et cetera

Механика vs электроники

et cetera

Барбара Миллисент Робертс

et cetera

Темная сторона красоты

et cetera

R. S. V. P.

et cetera

Pro svet. Часть II