05 февраля 2001

Автор: Грицай Анастасия

Messer Chups: Vamp Babes / Gorillaz

Анастасия Грицай

Messer Chups
Vamp Babes
Solnze Records 18 trk. 54:54

Почему мы снова обращаемся к «Ножу для Фрау Мюллер»? Главным образом потому, что этот дуэт — впечатляющее явление в современной русской музыке, чем может похвастаться далеко не каждая, пусть даже очень хорошая, группа.
Но на этот раз Messer Chups — сольный проект одного из участников, а именно Олега Гитаркина; это последний его альбом, выпущенный в марте 2001 г.
Здесь продумано все: от оформления (время звучания диска, зубки улыбающихся детей на обложке и смачные пятна крови на всем) до текстового оформления композиций (многое об эстетике пластинки сообщают одни лишь названия тем — «Вурдалак Acid», «Газированная кровь», «Cannibal Twist» и т. д.). Но ничего общего с жутковатой, мрачной атмосферой фильма ужасов альбом «Vamp Babes» не имеет, хотя и почерпнул немало цитат из картин именно такого рода, в основном англоязычных (но есть кое-что и из «Вия»). Музыкально-игровой коктейль этой пластинки крайне изыскан: хулиганство в нем легко сочетается с классическими репликами. Запоминающиеся мелодические ходы, стильно оформленное звучание. По сравнению с тем, что Гитаркин делает совместно с Костровым, Messer Chups представляет собой компиляцию, аналогичную работе дуэта с точки зрения принципа построения и даже музыкальной стилистики, но посложнее и поэкстремальнее; вряд ли данный альбом можно назвать коммерчески успешным, несмотря на всю его доступность, в то время как группа «Нож для Фрау Мюллер» уже принята в шоу-бизнес и вполне респектабельна.
Здесь все же больше интриги, хотя бы потому, что грубоватые откровения отдельно взятого «ножика» воспринимаются непривычно на фоне просто милого, веселого, легкого и непринужденного. Все вышеперечисленные компоненты присущи и Messer Chups, однако сольная ирония Гитаркина — пожестче и приближается к сарказму. Опять же, многое скажут названия композиций: «Джеймс Бонд спасает мир от аэровафель» или «Танцующие голубые пидорасообразные зомби» (кое-кого последнее может и возмутить).
Альбом целиком и полностью детище Олега Гитаркина (гитара, бас, синтезаторы и программирование), и лишь к некоторым трекам руку приложил его компаньон Игорь Вдовин.

Gorillaz
EMI
15 trk. 63:45

Стилистика и эстетика «13» продолжается. Это, конечно, не Blur, но, поскольку в Blur многое решает Дэймон Албарн (Damon Albarn), сравнение этих двух проектов вполне уместно.
Тягучий пряный соус из композиций в медленном, максимум — среднем, темпе. Исключение — панк-номер «Punk», но и он звучит настолько глухо и грязно (занимая, кстати, всего девяносто секунд), что на общую динамику практически не влияет, и альбом продолжает «раскачивать» дальше.
Некоторые моменты записи озадачат тех, кто стремится разделить музыку на стили. Композиция «19-2000», например, очень близка к хорошо «слепленному» поп-хиту, но не более того, поскольку она ни в коем случае — и дело не только в подаче — хитом не является. «Sound Check» — трип-хоп; в «Rock The House» рэп читается под фанк и духовые; «Latin Simone» — латиноамериканщина какая-то кабацкая; «М1 А1» может напомнить прошлое Blur, когда брит-поп легко сочетался с пост-панком, но ведь есть еще заключительный скрытый трек, возвращающий к тому, с чего начинался альбом. На отметке 6:13 «Clint Eastwood» звучит снова, но уже в рэггей-версии с заметно ускоренным темпом. Gorillaz не бы ли бы Gorillaz, если бы не использовали этот прием.
А есть ли вообще Blur сегодня?
Еще пять лет назад невозможно было представить, что хип-хоп (даже не соул-музыка) станет настолько массовым направлением, что вслед за всем миром (и в том числе Францией, где «черная» музыка особенно в моде последние несколько лет), гордящиеся своей аутентичностью британцы попадут под его влияние. И только избранная Gorillaz шутливая форма сдерживает естественное желание делать соответствующие выводы. Все-таки трудно представить вычурного Джарвиса Коккера (Jarvis Cocker, Pulp) читающим рэп или даже просто двигающимся в хип-хоп ритме. Ну, а Албарн, как выяснилось несколько месяцев назад, всеяден.
Тем не менее, полным откровением стало заигрывание с хип-хопом в первом же сингле «Clint Eastwood», клип на который покорил MTV не только Европы, но и Америки, и даже России. Такая популярность ничуть не противоречит некоммерческой сути проекта. Не то, чтобы Албарн и компания не хотели заработать на Gorillaz денег, они, вероятно, об этом не думали и цели такой не ставили. Цель, скорее, — похулиганить вдоволь, в том числе и с теми стилями, которые ранее воспринимались не иначе как прямо противоположные эстетике Blur. Граффити, элементы японской школы анимации, хип-хоп — такого от лидера ведущего брит-поп коллектива трудно было ожидать. Но ставка, вероятно, и делалась на абсолютную непредсказуемость. Кроме того, сегодня и сам брит-поп — уже история, по крайней мере, Blur с ним распрощались.
Музыку Gorillaz без опаски можно назвать антикоммерческой; ни один из участников проекта ни на секунду не задумывался о том, как альбом будет продаваться. Однако нельзя забывать, что музыканты очень и очень заботятся о своих потенциальных слушателях. Одно другому отнюдь не мешает. Здесь к Вашим услугам не только музыка, но и массивное мультимедийное пространство. В буклете минимум информации, но именно он научит Вас пользоваться всеми возможными информационными пространствами Gorillaz (2D / Murdoc / Russel / Noodle). Ну, а теперь — приятного путешествия.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Олег Гитаркин | Альбом | Музыка | Рэп | Фанк | Blur | Gorillaz | Нож для Фрау Мюллер

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!