26 января 2004

Автор: Ильин Константин

Михаил Чекалин "Сатурн. Изделие №..."

Константин ИЛЬИН

Михаил Чекалин «Сатурн. Изделие №…», 2001

Citadel Records 13 trk. 74:01


Перед нами инструментальная сюита для синтезатора в восемнадцати частях Михаила Чекалина. Все композиции были записаны и микшированы автором в период с 1999 по 2000 год. Музыка, которая звучит на диске, исполнялась Михаилом в реальном времени на клавишных синтезаторах без применения секвенсорных технологий, которые, по его мнению, не могут заменить живую игру.
Михаил Чекалин известен такими работами, как «Медитативная музыка для препарированного органа» (LP «Мелодия», 1991), «Зеленая симфония/ритуал ночи для голосов» (LP «Мелодия», 1987) и «Избежание страсти к острым и колющим предметам» (CD TAU, 1999). В журнале «Billboard» (январь 1990, №20) альбом Чекалина «Вокализ в рапиде» (1987–1988) открывал дискографию фирмы «Мелодия» в направлении «электронная клавишная музыка нового поколения».
Названия его альбомов всегда необычны и экстравагантны, но что означает это — «Сатурн. Изделие №…»?  
В советские времена «Сатурном» назвали самый крупный аэростат, созданный в 60-е годы. С помощью этого аэростата астрономы тогда смогли вывести на заоблачную высоту телескопы и получить редкие снимки Солнца. Аэростат «Сатурн» стал этапным событием в истории отечественной космической программы.
В авторских свидетельствах того времени «изделиями» называли изобретения специального оборонного и космического назначения. Между тем отец Михаила Чекалина, Геннадий Федорович Чекалин, был одним из главных конструкторов аэростатов, тех самых «изделий». И композитор Михаил Чекалина посвятил альбом «Сатурн. Изделие №…» памяти своего отца.
Он очень ревностно относится к самому явлению «электронная музыка». «Истоки электронной музыки, — говорит он, — это старинная органная музыка, музыка от Скрябина до Чарльза Айвза, от Мусоргского до Колтрейна, и уж, конечно, от Шостаковича до Pink Floyd». То есть адекватно воспринимать электронную музыку может лишь человек, искушенный в музыке вообще.
«Сатурн. Изделие №…» вполне соответствует определению «новая классика». Открывает альбом футуристическая зарисовка с медитативным, ритмично пульсирующим звучанием. Это героическая тема, иногда сопровождаемая непредсказуемыми мотивами. Присутствует и излюбленный композитором тембр препарированного пианино.
«Сатурн. Изделие №…» — это образец «московской академической школы электроники», к которой, кроме Михаила Чекалина, причисляют Эдуарда Артемьева.
Альбом чрезвычайно разнообразен. К примеру, пятый трек увлечет поклонников Space и эстетики французской популярной электроники 80-х годов (да простит меня маэстро). Седьмой переполнен романтическими настроениями раннего Вангелиса. Работа содержит множество скрытых и иногда неожиданных, порой арт-роковых (Rick Wakeman) и джазовых (Herbie Hancock), интонаций. Трек 14 можно принять за «Картинки с выставки» XXI века в каком-то музее неоклассического искусства.
Вероятно, один из лучших российских электронных альбомов за несколько последних лет. Никакого IDM и транса, боже упаси!

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Михаил Чекалин | Альбом | Космос | Музыка | Рецензия | Электронная музыка

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!