06 февраля 2005

Автор: Пашова Алла

Игры со светом

   «Погружать предметы в световоздушную среду значит, по сути, погружать их в бесконечность».

   Леонардо да Винчи


   Свет гибок, пластичен и при этом почти неуловим. Он то льется широким потоком, ласково омывая объекты и плоскости, то летит к цели острым лучом. Меняет форму пространства и контуры вещей. Создает атмосферу, наконец. И когда мы хотим романтики, то зажигаем свечи, а для уютного вечера в кругу семьи включаем лампу под абажуром. Дизайнеры уверены, что интерьер слишком статичен, и световая аранжировка позволит изменять ваш дом так часто, как захочется.
   Считается, что «европейский» стиль интерьерного светового дизайна предполагает использование больших, нарядных люстр — так называемого «парадного» света. Его противоположность — «американский» стиль, когда все освещение помещений состоит из системы локальных (или объединенных в сеть) бра. Если взглянуть на новейшие проекты европейских дизайнеров, понимаешь: заокеанское направление торжествует. И даже при реконструкции зданий прошлого и позапрошлого века, если заказчик просит не выбрасывать на помойку старинные многоярусные люстры, дизайнер не может удержаться от установки локального освещения. Люстра на потолке уже стала банальностью и почти дурным тоном. Крепления светильников, а иногда и сами светильники, принято прятать под «архитектурный слой». Сравнительно небольшие размеры позволяют скрывать их за карнизами, капителями, горизонтальными поверхностями полок. Дизайн светильников уже не имеет прежнего значения. На первый план выходит собственно свет, структурирующий пространство и позволяющий создавать несколько образов одного и того же интерьера.
   Выделяют три вида световых потоков. Точечный свет исходит из локализированной точки, находящейся либо на потолке, либо на среднем или нижнем уровне (настольная лампа, бра, торшер и т.д.), может быть направленным и ненаправленным. Рассеянный свет создают лампы с большой светящейся поверхностью (люминесцентные лампы и шарообразные светильники). Отраженный свет получают благодаря системе отражателей. Поток света от лампы сначала бьет в них, потом отбрасывается на потолок и рассеивается в пространстве. Используя эти три разновидности света, дизайнер начинает причудливые игры…

   …с пространством
   Повторить знаменитый фокус Воланда, превратившего обычную московскую квартиру в череду бальных залов, конечно, не удастся, зато можно расширить помещение при помощи равномерной монотонной подсветки стен. Прямоугольное помещение превратится в квадратное, если световой акцент поставить на удаленную стену. Пространство комнаты раздвинется, когда вы подсветите ее нижние углы, и сузится, стоит только направить свет в верхние. Грамотно подсвеченный потолок приподнимается, наклоняется, словно в мансарде, или даже «воспаряет». Столь экзотический эффект достигается с помощью равномерной подсветки напольными или закарнизными светильниками.
   Создав при помощи скрытых неподвижных светильников световое пятно определенной формы, можно имитировать сложные поверхности, переломы формы, впадины и выпуклости, сделав, например, так, чтобы сводчатый потолок или искривленная стена возникли буквально «на ровном месте». Здесь свет (и каждый отдельный светильник) превращается в элемент архитектуры, иногда даже «подменяя» стационарные строительные детали. Но эфемерность и непостоянство света остаются, и к нему по-прежнему нельзя относиться столь же серьезно, как к стенам или окнам. К тому же «архитектурная» подсветка, постоянная или включаемая при необходимости, — это все же слишком большая нагрузка для глаз, нуждающихся в отдыхе после трудного дня. При выстраивании повседневного освещения рекомендуют избегать игр с пространством.

   …с вещами
   В зависимости от замысла дизайнера свет «растворяет» контуры предметов или, напротив, подчеркивает их, делает более контрастными. Дело в том, что, чем выше температура накаливания и больше в спектре голубой составляющей, тем более четко глаз воспринимает окружающие объекты. Такой же зрительный эффект дают флуоресцентные лампы. Зато низкотемпературные источники света не позволяют глазу быстро фокусировать изображение, «размывая» контуры.
   Намеренное световое акцентирование отдельных декоративных объектов в своем роде вульгарно: мол, посмотрите, какие у меня тут статуэтки да вазы выставлены! Действительно, объект, подсвеченный, как водится, несколькими точечными светильниками снизу или сверху, сразу привлечет внимание гостей. (В таком случае источники света обычно располагают перед объектом). Кроме того, подсветка бросает на ближайшую стену причудливые тени, делая эти недолговечные черно-белые миражи постоянными.

   …с цветом
   Cовременные дизайнеры цветным светом не злоупотребляют, предпочитая выстраивать световую архитектуру помещения при помощи традиционного белого. А начиная игры с цветом, следуют классическим законам композиции: яркое световое пятно необычного цвета должно быть в интерьере одно. Красные светильники хороши для прихожей и гостиной. Если они дают мягкий и не слишком насыщенный свет, то это будет способствовать хорошему настроению, мобилизации сил и внимания. Зато синий, особенно его глубокие тона, для гостиной не слишком хорош, а для столовой и кухни и вовсе недопустим — продукты выглядят неаппетитно. Синий — традиционный цвет гигиены. В ванных и туалетных комнатах он подчеркнет белизну кафеля, чистоту фаянсовых и хромированных поверхностей. Разве что зеркало в ванной логичнее подсветить белым рассеянным светом, иначе неизвестно, кого мы там увидим с утра пораньше.

   Искусство ради искусства?
   Часто различные элементы световой атмосферы создаются по принципу «чтобы было красиво». Пример — система «звездное небо», состоящая из ряда световодов, проектора и светофильтра. Все стеклянные волокна имеют разную толщину и разные насадки. Диск светофильтра вращается с регулируемой скоростью, за счет чего проецируемое на потолок «звездное небо» волнообразно меняет свой цвет. Прием подсветки пола, используемый у нас довольно редко, дает, по словам очевидцев, поразительный эффект пребывания в невесомости. Словно идешь по воде и пол под твоими ногами «оживает». Светильники при этом размещаются ниже поверхности пола, и свет проходит сквозь прозрачную плитку. Никакой функциональности не заложено и в подсветке водных объектов — аквариумов, фонтанов и бассейнов. Зато экзотический, пришедший в светодизайн из театра, прием световой завесы не только эффектен, но и выполняет совершенно определенную функцию — зонирует пространство. Так в одном из проектов Кристиана Бишоффа, молодого светодизайнера из Штутгарта, гостиная отделяется от столовой буфетом вишневого дерева и световой завесой, падающей из специального канала в потолке, который выглядит как светящаяся полоса, сквозная прорезь. Будто через щель в потолке падает солнечный свет. В действительности световой канал (длиной 4.5 м) заполнен светящейся «тканью», состоящей из крошечных светодиодов.
   И все же пока в интерьерном светодизайне функциональность освещения чаще всего предшествует эстетике. Иной подход был бы просто негуманным. Свет выстраивается в зависимости от назначения данного помещения, а сверх того дизайнер может создать любую требуемую атмосферу.
   «Однажды я получил заказ на проект освещения клуба, в котором атмосфера одного из помещений должна была быть “мрачной, с возможностью резкого оживления”, — рассказывает петербургский светодизайнер Александр Болдуин. — Этого удалось достичь с помощью применения точечного, вращающегося света, в основном красного, а для “резкого оживления” были применены источники ярко-белого света и стробоскопическая дорожка, проходившая через все помещения. Эффект оказался впечатляющим. Сначала посетитель погружался в мрачную атмосферу красного света, а затем — резкая вспышка ярких пятен и волна пробегает по стробоскопической дорожке. Некоторые испытывали ощущения расслабления, а потом, внезапно, мурашки по коже». Интересно? Еще бы! Но вряд ли вы захотите устроить себе такое испытание в собственном доме. Иногда достаточно установить на старую добрую лампу простейший диммер и менять световую атмосферу, сообразуясь с настроением и временем суток.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дизайн интерьера | Свет | Светодизайн | Светодиод | Стиль | Цвет

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

телеграф

Декабрь, Anna Nova

телеграф

Рафаэль Розендаль в Петербурге: выставка мировой звезды net-арта в галерее "24 Х 4"

телеграф

Цифровая экономика – цифровое пространство: конференция в Санкт-Петербурге

телеграф

Новый стимпанк Ясухито Юдагавы в Москве

телеграф

Объявлен конкурс плакатов «Формируя будущее»

телеграф

Российские инновационные проекты на Autodesk University 2017

телеграф

Образовательный курс «Art&Science: синтез искусства и науки в XXI веке»

телеграф

Фестиваль медиаискусства Media In стартует на Новой сцене Александринского театра

телеграф

Цифра и Роза. Готика в современном искусстве

телеграф

Boiler Room вновь выйдет в эфир на фестивале Present Perfect

телеграф

Новый эпизод вечеринок серии OFF от Roots United: Rooms

телеграф

На Mercedes-Benz Fashion Week представили дизайнерские протезы рук

телеграф

Серия индастриал вечеринок OFF пройдет в Artplay

телеграф

Объявлен конкурс технологического искусства Making Art 4.0

телеграф

Дни Людвига Витгенштейна пройдут в Москве

телеграф

Центр МАРС открыл собственную площадку в Петербурге

телеграф

Виджеинг и видеомэппинг: от мировых клубов до архитектурных проекций

телеграф

На Roofus Fest выступят Mana Island и Super Besse

телеграф

Открыт прием работ на Autodesk Innovation Awards Russia 2016

телеграф

На Unreal Fest выступят футуролог Владимир Кишинец и архитектурный критик Мария Элькина