02 января 2004

Автор: Ксеери Екатерина

Империя цвета

Бухарский эмир   Бухарский эмир


   Цифровая обработка негативов вековой давности — и мир Российской Империи обрел удивительные краски.
  Великий российский путешественник и фотодокументалист Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) объездил города и веси Империи. Фотохудожника интересовало все: быт ее многочисленных народностей, их технические достижения, архитектура и храмы, бескрайние просторы и разнообразие пейзажей. Большая часть наследия русского фотографа теперь принадлежит Библиотеке конгресса США: американцы выкупили фотолетопись у семьи Горского всего за 4.5 тысячи долларов.
  Прокудин-Горский запечатлел Россию в цвете. Фотолетопись глазами русского фотографа можно увидеть на сайте Конгресса США.
  А теперь уникальные снимки можно увидеть и в России. В Михайловском дворце Русского музея. В подарок к юбилею города американцы привезли в Петербург часть фотоколлекции. Специалисты считают снимки Прокудина-Горского настоящей сенсацией.

Крестьянские девушки    Крестьянские девушки


    Трудно поверить, что эти снимки были сделаны век назад. Их автор — первооткрыватель цвета в фотографии, петербургский ученый-химик Сергей Прокудин-Горский. В императорской России его знали многие: фотограф работал по личному заказу Николая II, издавал журнал и читал лекции студентам. И еще много путешествовал. Фотолаборатория располагалась прямо в прицепном вагончике, там же Горский и жил. Его интересовало все: храмы, люди, технические изобретения.
    Революция помешала продолжить любимое дело — взяв часть своих работ, он эмигрирует во Францию. После смерти Прокудина-Горского коллекцию из 2000 негативных пластин выкупила библиотека Конгресса США.
    Говорит Гарольд М. Лайх, специалист по русским фондам Библиотеки конгресса США: «В 1948 году мы купили негативы. Это было как раз во время начала холодной войны между нашими странами. Интерес к России возрастал, особенно к документальным источникам. Мы выложили всю информацию на нашем сайте. Поэтому я думаю, что вопрос о передаче коллекции в российские фонды не стоит».

Село Колчедан   Село Колчедан


    Изобретение Прокудина-Горского было гениально простым. Каждую сцену он снимал три раза — через зеленый, синий и красный светофильтры. Процесс занимал несколько секунд. Изображения сохранялись на трех стеклянных пластинах в черно-белом виде. Проявленные фотопластины при показе накладывались друг на друга и проецировались на белый экран, притом через те же трехцветные фильтры, но уже в светопроектной системе. Цветопередача получалась точнейшая. С помощью современных цифровых технологий специалистам Библиотеки конгресса удалось создать вариант отпечатков. Но до сих пор ученые пытаются разгадать секреты химического состава фотоматериалов Горского, на целое столетие сохранивших естественные цвета. Гарольд М. Лайх поясняет: "Мы не изменяли красок, как это бывает со старым кино, не расцвечивали заново. Все цвета натуральные, такие, как были в оригинале сто лет назад". Волшебство сводилось к следующему: непосредственно перед цифровой обработкой шедевров исходный стеклянный негатив сканировался подвесной цифровой камерой в черно-белом режиме. В графическом редакторе полученное изображение переворачивалось и преобразовывалось из негативной в позитивную форму. Пластина анализировалась в 8-битовом черно-белом режиме. Под увеличением оценивались контраст, степень разделения цветов и повреждение эмульсии. Отсканированное изображение выравнивалось, выступающие края отрезались. Для каждого снимка создавался файл, состоящий из трех слоев,  являющийся основой для финальной цветной фотографии. После этого слои накладывались в следующем порядке: синий, зеленый, красный. Полученный результат все еще требовал корректировки. Контраст, выделение и оттенение деталей, оптимизация баланса цвета, финальные изменения касались не всего изображения, а некоторых его областей — например, передержанных или недодержанных, с повреждением эмульсии или же ее старением. Для скрытия небольших повреждений было также применено ретуширование. И вот результат. Например, фото с тремя сестрами-крестьянками словно снято каких-то пятнадцать лет назад.

Австрийские военнопленные возле барака   Австрийские военнопленные возле барака


    Стоимость коллекции, когда-то приобретенной всего за несколько тысяч долларов, сегодня не берутся оценить даже специалисты. Возможно, русской стороне удастся договориться о передаче части бесценных фотографий в наши музейные фонды.
    Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея по научной и технической работе: «То, что выкупила Библиотека конгресса — лишь часть наследия Горского, около трети. Где находится остальное — вопрос. Вполне возможно, что и в России. Шедевры еще только предстоит найти, и мы намерены этим поиском заниматься».
    В 2003 году на открытие выставки из Франции приезжал старший внук художника. В Русском музее надеются, что именно он поможет в поиске остальной части цветных шедевров.
    Учитывая обширные географические перемещения Сергея Михайловича, найти негативы будет непросто. Но, при оптимистическом раскладе, новые подробности Империи цвета будут восстанавливать уже российские специалисты. Благо, технологии это позволяют.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Сергей Прокудин-Горский | История | Фотография | Цвет | Цифровые технологии | Черно-белое

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    По этой ссылке можно посмотреть фильм "Россия в цвете": http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=42445# О фильме: Увидеть Россию столетней давности в цвете зрители фильма могут благодаря уникальным цветным фотоснимкам Сергея Михайловича Прокудина-Горского - одного из основателей цветной фотографии в России. В первое десятилетие XX века С. М. Прокудин-Горский предпринял несколько масштабных фото-экспедиций по Российской империи; он задумал и отчасти реализовал свой грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию. В 1920-е годы коллекция была вывезена во Францию, а затем в 1948 году была продана в Библиотеку Конгресса США, где и хранится до сих пор. Документальный фильм рассказывает об истории создания коллекции, о деятельности С. М. Прокудина-Горского. В картине принимают участие историки и родственники С. М. Прокудина-Горского: Светлана Гаранина, Алексей Логинов, Мария Нарышкина и др.

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    et cetera

    Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

    et cetera

    Записки о Трактате

    et cetera

    Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

    et cetera

    Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

    et cetera

    Механические люди: история андроидов от А до Б

    et cetera

    Биомузыка: диалог композитора и слизевика

    et cetera

    Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

    et cetera

    Перечитываем марсианские хроники

    et cetera

    Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

    et cetera

    Зингер. О бренде и человеке

    et cetera

    В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

    et cetera

    Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

    et cetera

    Светодиоды: pro et contrа

    et cetera

    Механика vs электроники

    et cetera

    Garden Lighting

    et cetera

    Барбара Миллисент Робертс

    et cetera

    Темная сторона красоты

    et cetera

    R. S. V. P.

    et cetera

    Pro svet. Часть II

    et cetera

    Майкл Муркок «Лондон, любовь моя»