16 сентября 2013

Автор: Харькина Анна

Выставка Аниша Капура в Берлине

Выставка «Капур в Берлине»
Martin-Gropius-Bau
18 мая – 24 ноября 2013

Аниш Капур. Symphony for a Beloved Sun / Симфония для Любимого Солнца, 2013

Аниш Капур. Symphony for a Beloved Sun / Симфония для Любимого Солнца, 2013


   На выставке Аниш Капура (Anish Kapoor) в Берлинском выставочном центре Martin-Gropius-Bau вас встречают многочисленные таблички, предупреждающие об опасности. Они информируют, что пары химических веществ, из которых отлиты работы, токсичны (как и краски, которые использует Ракиб Шоу для создания своих работ; его выставка сейчас проходит в Праге), и вдыхать их в больших дозах нельзя. Но тут же посетителей успокаивают – в течение среднестатистического времени посещения выставки ничего страшного с вами не случится. Однако становится не по себе, желание выйти на свежий воздух теперь не оставляет вас. Словом, настигающий зрителя страх получить избыточную дозу токсичных паров связывает его восприимчивость на выставке Капура с интенсивностью дыхания.

Аниш Капур. 1st Body / Первое Тело, 2013

Аниш Капур. 1st Body / Первое Тело, 2013


   Таблички также запрещают зрителям заходить за ограждение, отделяющее их от центральной инсталляции «Symphony for a Beloved Sun» («Симфония для Любимого Солнца»). Здесь угроза уже не эфемерна и невидима, но вполне осязаема. Уходящие под потолок атриума транспортные ленты несут на себе спрессованные блоки красного воска, напоминающие запекшуюся кровь или куски мяса, которые с непредсказуемой последовательностью и страшным грохотом падают вниз - подобное жертвоприношение Солнцу вполне может придавить или ранить.

Аниш Капур. Apocalypse and the Millenium / Апокалипсис и Тысячелетие, 2013

Аниш Капур. Apocalypse and the Millenium / Апокалипсис и Тысячелетие, 2013


   Монументальная «Symphony for a Beloved Sun» создана специально для этой выставки. Гигантский красный круг-солнце, свысока взирающий на подаваемые ему куски плоти, ассоциируется с серией литографий русского конструктивиста Эль Лисицкого, созданных для знаменитой оперы Малевича «Победа над солнцем». Вместе с тем, это реверанс в сторону немецкого художника Йозефа Бойса, чьим поклонником является Капур. Выставка Бойса состоялась здесь же, в Martin-Gropius-Bau, тридцать лет тому назад (и Бойс тоже любил работать с абсолютно неожиданными материалами). Кроме того, «Symphony...» диалогически соотнесена со зданием выставочного центра в нео-ренессансном стиле. Оно строилось с 1877 по 1881 год по проекту архитектора Мартина Гропиуса, родственника основателя артистического движения Баухауз Вальтера Гропиуса (во время войны оно было повреждено, реконструкция закончилась только в 1981 году). И наконец, последний контекст инсталляции Капура - это город, Берлин. Улица Niederkirchnerstrasse, на которой расположен Martin-Gropius-Bau, когда-то была облюбована нацистской бюрократией. Тогда она называлась Prinz-Albrecht-Strasse. На ней располагались офисы Главного управления имперской безопасности, Гестапо, СС и СД. О временах рейха напоминает монумент «Topography of Terror», расположенный рядом с Martin-Gropius-Bau. И еще один, очень популярный, музей находится рядом - Checkpoint Charlie. Он назван так в честь пункта нелегального пересечения Берлинской Стены. В нем можно узнать о различных способах, которые были изобретены для пересечения границы под, над и сквозь стену, разделившую Восток и Запад. Газета Guardian подчеркивает, что исторический контекст не остался незамеченными берлинской публикой – посетителями выставки Капура: механический конвейер, подающий блоки, напоминающие живую плоть, однозначно читается как критика тоталитарного молоха, государственной машины, требующей массовых жертв.

Аниш Капур. Shooting into the Corner / Стреляя в Угол, 2008-2009

Аниш Капур. Shooting into the Corner / Стреляя в Угол, 2008-2009


   После «Symphony for a Beloved Sun» вас встречает «бесконечно изобретательный театр скульптуры» (определение куратора выставки Норман Розенталь (Norman Rosenthal). Краска, воск, поливинил хлорид – материалы и средства, которые использует Капур в своих скульптурах, среди которых зритель чувствует себя актером на сцене. Каждая работа – своего рода паззл с отложенным решением. Вы так и не узнаете, правильно вы решили задачу или нет. Таковы, к примеру, «Blue Void», «Descent into Limbo», «Steinskulpturen». Капур стремится выразить бесконечность, в которую, как в пустой колодец, проваливается взгляд зрителя, пытающегося угадать его глубину.
   То, как и с помощью чего работает Капур, разумеется, связано с его личным опытом. Капур провел детство в Индии, где в феврале или марте проходит яркий фестиваль цветов Holi, религиозный праздник хинду. Участники этого фестиваля раскрашивают себя и посыпают друг друга разноцветной истертой в мелкий порошок краской. Этот сухой пигмент и использует Аниш Капур.

Аниш Капур. Серия Non-Object, 2013Аниш Капур. Серия Non-Object, 2013


   Но как бы то ни было, Капур использует зрительское восприятие как катализатор смысла его работ. Такова «Vertigo», изогнутый лист идеально отполированной нержавеющей стали, который сталкивает вас с собственным искаженным изображением в этом зеркальном пространстве.

Все фото: © Anish Kapoor / VG Bildkunst, Bonn, 2013

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Аниш Капур | Выставка | Искусство | Скульптура

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    знаю-знаю: и в ЦПКО им Горького, и в самых заштатных городках в передвижных цирках- были точно такие же "комнаты смеха"..только аннотации к ним писали- не маститые искусствоведы, а обычные цирковые барыги.... надеюсь встретить где-нибудь на биеннале- автомат по продаже сока с сиропом за 3 коп.."без сиропа-1 коп".. народ повалит!! можно будет на "премию кандинского" выдвигать...

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    телеграф

    Цифровая экономика – цифровое пространство: конференция в Санкт-Петербурге

    телеграф

    Появилась компания, готовая заняться оцифровкой сознания

    телеграф

    Новый стимпанк Ясухито Юдагавы в Москве

    телеграф

    Объявлен конкурс плакатов «Формируя будущее»

    телеграф

    Российские инновационные проекты на Autodesk University 2017

    телеграф

    Образовательный курс «Art&Science: синтез искусства и науки в XXI веке»

    телеграф

    Фестиваль медиаискусства Media In стартует на Новой сцене Александринского театра

    телеграф

    Цифра и Роза. Готика в современном искусстве

    телеграф

    Boiler Room вновь выйдет в эфир на фестивале Present Perfect

    телеграф

    Новый эпизод вечеринок серии OFF от Roots United: Rooms

    телеграф

    На Mercedes-Benz Fashion Week представили дизайнерские протезы рук

    телеграф

    Серия индастриал вечеринок OFF пройдет в Artplay

    телеграф

    Объявлен конкурс технологического искусства Making Art 4.0

    телеграф

    Дни Людвига Витгенштейна пройдут в Москве

    телеграф

    Открыт прием заявок на первый в России стрип-хакатон

    телеграф

    Центр МАРС открыл собственную площадку в Петербурге

    телеграф

    Виджеинг и видеомэппинг: от мировых клубов до архитектурных проекций

    телеграф

    На Roofus Fest выступят Mana Island и Super Besse

    телеграф

    Открыт прием работ на Autodesk Innovation Awards Russia 2016

    телеграф

    На Unreal Fest выступят футуролог Владимир Кишинец и архитектурный критик Мария Элькина